Решение Верховного суда: Определение N 201-КГ14-21 от 10.07.2014 Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№201-КГ14-21
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 10 июля 2014 г.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Королева Л.А., Шалякина А.С при секретаре Балакиревой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Герасимова И.В. на апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 декабря 2013 г., которым отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2013 г. по заявлению военнослужащего войсковой части подполковника Герасимова И В об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части,
утвержденного командиром названной воинской части, об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и по следующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и возражений на нее представителя командира войсковой части по доверенности Ренкас В.В., а также вынесения определения о возбуждении кассационного производства выступление заявителя Герасимова И.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Военная коллегия
установила:
апелляционным определением Московского окружного военного суда от 5 декабря 2013 г. отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2013 г. об удовлетворении заявления Герасимова И.В., в котором он про сил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части
от 24 июля 2013 г., утвержденное 5 августа 2013 г. командиром названной воинской части, об отказе в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма по месту военной службы в период ее прохождения.
Суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение об отказе Герасимову И.В. в удовлетворении заявления.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 13 января 2014 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судеб ном заседании президиума окружного военного суда.
В кассационной жалобе Герасимов И.В., указывая на ошибочность вывода су да апелляционной инстанции о том, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма он приобретет только при увольнении с военной службы, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жудро К.С. от 23 июня 2014 г. по кассационной жалобе заявителя возбуждено кассационное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и за конных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что Герасимов И.В., проходивший военную службу по контракту и обеспеченный жилым помещением в закрытом военном городке в г. Чехове-2 Московской области, в котором проживает по настоящее время ввиду отсутствия возможности отселения из городка, в 1999 году был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в ноябре 2003 года вновь проступил на военную службу по контракту в войсковую часть , дислоцированную в г. Москве.
В апреле 2013 г. заявитель обратился по команде с рапортом о признании его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма по месту военной службы, однако решением жилищно-бытовой комиссии воинской части от 24 июля 2013 г., утвержденным 5 августа 2013 г. командиром, ему в этом было отказано в связи с обеспечением по установленным нормам жилым помещением в закрытом военном городке, отнесенным согласно сообщению командования к фонду социального использования.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, окружной военный суд указал, что Герасимов И.В., заключивший первый контракт после 1 января 1998 г., подлежит на весь период военной службы обеспечению служебным жильем, а право на жилое помещение по договору социального найма он может приобрести только при увольнении с военной службы.
Между тем вывод суда апелляционной инстанции о заключении заявителем первого контракта после 1 января 1998 г. не основан на законе, поскольку согласно ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту.
Следовательно, заключенный Герасимовым И.В. контракт при повторном поступлении на военную службу в ноябре 2003 г. первым не являлся.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условия ми, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилое помещение на общих основаниях, являются начало ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет.
В суде установлено, что заявитель заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и срок его военной службы по контракту на момент отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях на общих основаниях состав лял более пяти лет, что указывает на распространение на него положений абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При таких данных Герасимов И.В. правомерно поставил вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по месту прохождения военной службы.
Что касается проживания заявителя в закрытом военном городке в г. Чехове-2 Московской области, то есть не по месту военной службы, то на основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилое помещение в этом городке ему было предоставлено только на период прохождения военной службы, после окончания которой он подлежал отселению, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами о включении Герасимова И.В. с членами семьи в список лиц, отселяемых из закрытого военного городка, и принятием им на себя обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения в закрытом военном городке после получения права на вселение в жилое помещение по договору социального найма по месту военной службы.
Кроме того, согласно подп. «г» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в за пас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, наличие жилой площади в закрытых военных город ках, как это имеет место по настоящему делу, является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений.
Таким образом, суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части , по существу пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма по месту военной службы в период ее про хождения, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном основан на неправильном истолковании норм материального права.
Это обстоятельство является основанием для отмены апелляционного определения окружного военного суда и оставления в силе решения суда первой ин станции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия
определила:
апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 декабря 2013 г. по заявлению Герасимова И В отменить.
Оставить в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2013 г. по заявлению Герасимова И.В.
Председательствующий
Судьи
Комментарии ()