Информация

Решение Верховного суда: Определение N 89-КГ17-11 от 18.09.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№89-КГ17-11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 18 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации в составе

председательствующего Фролкиной СВ.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2017 г.

гражданское дело по иску Пермяковой О Н к Межрайонному

управлению социальной защиты населения (Абатский, Викуловский

и Сорокинский районы) Тюменской области, Департаменту социального

развития Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в

выдаче удостоверения «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить

звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение

по кассационной жалобе представителя Департамента социального

развития Тюменской области по доверенности Смирновой А.Б. на решение

Абатского районного суда Тюменской области от 6 октября 2016 г. и

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам

Тюменского областного суда от 12 декабря 2016 г., которыми исковые

требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Пермякова ОН. 8 июля 2016 г. обратилась в суд с иском к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Абатский Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение.

В обоснование заявленных требований Пермякова ОН. указала, что она в период с 6 октября 1978 г. по 29 сентября 1980 г. работала в должности инструктора Абатского районного комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. На основании распоряжения работодателя и Абатского районного Совета народных депутатов она была направлена на работу в органы статистики для проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года и утверждена в должности заместителя начальника первого переписного сельского отдела. На период проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года она была освобождена от основной работы на четыре дня в ноябре 1978 года для прохождения инструктажа на 54 дня в декабре 1978 года и январе - феврале 1979 года с сохранением среднего заработка по месту основной работы.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 «Об объявлении благодарности работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» всем работникам принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, была объявлена благодарность.

В трудовую книжку Пермяковой ОН. была внесена запись об объявлении благодарности за участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, она была награждена почетной грамотой.

Полагая, что имеет право на получение звания «Ветеран труда Пермякова ОН. обратилась в Межрайонное управление социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области, а затем в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда». В присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано с указанием на то, что для лиц, привлеченных из сторонних организаций для проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года, объявление благодарности Совета Министров СССР является формой поощрения, а не ведомственным знаком отличия в труде.

Считая, что благодарность, объявленная ей постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 «Об объявлении благодарности работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года», является ведомственным знаком отличия в труде который с учетом наличия у нее необходимого трудового стажа дает право на присвоение звания «Ветеран труда», Пермякова ОН. просила признать незаконными отказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области от 6 мая 2016 г. № 270 и отказ Департамента социального развития Тюменской области от 9 августа 2016 г. № 145 в присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения, а также просила возложить на Департамент социального развития Тюменской области обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Представитель Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области в суде заявленные требования не признала.

Решением Абатского районного суда Тюменской области от 6 октября 2016 г. исковые требования Пермяковой ОН. удовлетворены. Признаны незаконными отказ Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский района) Тюменской области от 6 мая 2016 г. № 270 и отказ Департамента социального развития Тюменской области от 9 августа 2016 г. № 145 в присвоении звания «Ветеран труда За Пермяковой ОН. признано право на присвоение звания «Ветеран труда На Департамент социального развития Тюменской области возложена обязанность выдать Пермяковой ОН. удостоверение «Ветеран труда».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 декабря 2016 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем Департамента социального развития Тюменской

области Смирновой А.Б. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу

судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального

права и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых

требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей

Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 27 апреля 2017 г.

дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации,

и ее же определением от 8 августа 2017 г. кассационная жалоба с делом

передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по

гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились

надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель

Департамента социального развития Тюменской области, от данного ответчика

поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его

представителя, а также представитель Межрайонного управления социальной

защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области и Пермякова ОН., не сообщившие о причинах своей неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Пермякова ОН. (до замужества Сеногноева О.Н.) в период с 6 октября 1978 г. по 29 сентября 1980 г. работала в должности инструктора Абатского районного комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи.

Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. № 353 «О проведении в 1979 году Всесоюзной переписи населения» принято решение о проведении в январе 1979 года очередной Всесоюзной переписи населения.

Согласно распоряжению исполнительного комитета Абатского районного Совета народных депутатов от 29 сентября 1978 г. № 164 «Об утверждении переписных кадров по Всесоюзной переписи населения» в целях своевременной подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения

1979 года в переписные кадры на должность заместителя начальника первого переписного сельского отдела была утверждена Черных Т.С.

Как следует из свидетельских показаний Басалай (Черных) Т.С, данных ею в судебном заседании суда первой инстанции, с 1977 года по 1981 год она работала в районном комитете комсомола заведующей сектором учета и финансов. В 1979 году проводилась Всесоюзная перепись населения.

Она была внесена в переписные кадры, но участия в переписи не принимала. Вместо нее по распоряжению руководителя была направлена

Сеногноева (Пермякова) ОН., однако документально это оформлено не было.

На время участия Сеногноевой О.Н. в переписи за ней сохранялась заработная

плата по основному месту работы..

Факт участия Сеногноевой О.Н. в проведении Всесоюзной переписи

населения 1979 года подтвердили также свидетели Сонин СП. и Шихова А.М.

По информации архивного отдела администрации Абатского муниципального района, представленной в письме от 27 июня 2016 г. № 38-П документы Абатского районного комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи на хранение в архивный отдел не поступали.

В письме государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» от 29 июня 2016 г. № 2175/1 указано, что в постановлениях бюро ведомостях начисления заработной платы работникам Абатского районного комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (с. Абатское, Тюменская область) за 1978-1980 годы отсутствуют сведения о направлении Сеногноевой О.Н. на общественную работу в органы статистики для участия в переписи населения в 1979 году, а также документы подтверждающие ее освобождение от основной работы на время проведения переписи, вознаграждение за участие в переписи населения и сохранение за ней заработной платы по основному месту работы.

В архивной справке этого же учреждения от 29 июня 2016 г. № 2175 также указано, что в ведомостях начисления заработной платы работникам за 1978-1980 годы сведений о направлении Сеногноевой О.Н. на общественную работу в органы статистики для участия в переписи населения 1979 года не имеется.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 «Об объявлении благодарности работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» всем работникам участвовавшим в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года, была объявлена благодарность.

Запись об объявлении благодарности за участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года была внесена в трудовую книжку Пермяковой О.Н.

За активное участие в проведении Всесоюзной переписи населения

1979 года Тюменский областной комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи наградил Сеногноеву (Пермякову) О.Н почетной грамотой.

Согласно удостоверению № 036162, выданному Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Абатском районе Тюменской области 26 января 2015 г., Пермякова О.Н является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена ей

с 30 января 2015 г.

В 2015 году Пермякова О.Н. обратилась в Межрайонное управление

социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский

районы) Тюменской области, а затем в Департамент социального развития

Тюменской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и

выдаче удостоверения «Ветеран труда» на основании представленных документов о необходимом стаже работы и в связи с наличием благодарности Совета Министров СССР.

Письмом начальника Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области от 6 мая 2016 г. № 270 Пермяковой О.Н. в выдаче удостоверения «Ветеран труда» отказано по причине того, что для лиц, привлеченных из сторонних организаций для проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года, объявление благодарности Совета Министров СССР является формой поощрения, а не ведомственным знаком отличия в труде. В письме указано, что данная награда может быть рассмотрена как ведомственный знак отличия в труде только в отношении штатных работников органов государственной статистики.

Согласно выписке из решения Департамента социального развития Тюменской области от 9 августа 2016 г. № 145 по факту обращения Пермяковой О.Н. с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ей отказано в выдаче удостоверения «Ветеран труда» ввиду несоответствия награды.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Пермяковой О.Н о признании незаконными отказа Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) Тюменской области в присвоении ей звания «Ветеран труда», а также отказа Департамента социального развития Тюменской области в выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» и о возложении на Департамент социального развития Тюменской области обязанности выдать Пермяковой О.Н. удостоверение «Ветеран труда суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пермякова О.Н. имеет необходимый для присвоения звания «Ветеран труда» трудовой стаж (с 30 января 2016 г. она является получателем трудовой пенсии по старости и награждена ведомственным знаком отличия в труде в форме объявленной ей благодарности Совета Министров СССР за участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года.

При этом, по мнению суда первой инстанции, постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. № 353 лица, привлекаемые для подготовки, проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года и разработки ее материалов, были приравнены по своим правам, гарантиям и компенсациям к штатным работникам органов статистики, на которые была

возложена обязанность по проведению переписи населения.

Суд первой инстанции также исходил из того, что отсутствие

соответствующих документов о направлении Пермяковой О.Н. для участия

в переписи, а также невнесение в трудовую книжку Пермяковой О.Н. записи

о ее участии в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года не

лишает ее права на присвоение звания «Ветеран труда» и получение мер

социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым

обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что благодарность, объявленная в том числе работникам предприятий учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к работе по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 1979 года, направлена на отличительную оценку уполномоченным руководящим органом вклада указанных работников в деятельность в области статистики и относится к ведомственному знаку отличия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда» и награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

С 1 января 2005 г. утратил силу пункт 3 статьи 7 Федерального закона

«О ветеранах», которым было определено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г.

№ 1270, действовавшим до 12 июня 2006 г., было утверждено Положение

о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 163-ФЗ «О внесении

изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» статья 7 дополнена

пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания «Ветеран

труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации.

В Тюменской области присвоение звания «Ветеран труда»

осуществляется на основании Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 г.

№ 23 «О ветеранах труда в Тюменской области».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Тюменской области

от 26 сентября 2007 г. № 23 «О ветеранах труда в Тюменской области»

(в редакции, действовавшей на момент обращения Пермяковой О.Н с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда») ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин лица, являющиеся ветеранами труда Тюменской области.

Постановлением администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. № 199-пк утвержден Порядок изготовления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан (далее - Порядок), где в пункте 1 определено что данный порядок устанавливает правила изготовления и выдачи удостоверений, являющихся основанием для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с законами Тюменской области от 26 сентября 2007 г. № 23 «О ветеранах труда в Тюменской области», от 28 декабря 2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», в том числе ветеранам труда.

Для получения удостоверения граждане подают в учреждение социального обслуживания населения по месту жительства заявление с приложением документов, указанных в Порядке (пункт 4 Порядка).

На основании пункта 4.1 Порядка к заявлению о выдаче удостоверения ветерана труда гражданин должен приложить: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя, представляются также копии документа удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя); одну фотографию 3x4 (черно-белую или цветную); документы подтверждающие награждение гражданина орденами и медалями, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (справки организаций с места работы), - для лиц, являющихся ветеранами труда на основании пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 г. № 23

«О ветеранах труда в Тюменской области» (пункт 4.1.1 Порядка).

В пункте 4.1.1 Порядка также перечислены ведомственные знаки отличия

в труде, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда». При этом факт

наличия ведомственного знака отличия в труде может быть подтвержден

наградным документом (в том числе грамотой, благодарностью, дипломом),

удостоверением к ведомственной награде либо справкой архивных органов,

в которых отражено, что решение о награждении гражданина за заслуги в труде

принято уполномоченным должностным лицом от имени: Президента

Российской Федерации, Президента СССР, Федерального Собрания Российской

Федерации (его палат), администрации Президента Российской Федерации,

федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Президиума Верховного Совета СССР либо РСФСР, Правительства Российской Федерации, Совета Министров СССР либо РСФСР, министерств, ведомств СССР, союзных республик в составе СССР РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства; Прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации; высших федеральных органов судебной власти; Верховного Суда СССР, РСФСР, союзных республик в составе СССР; награды Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук Комитета народного контроля СССР, Всероссийского общества слепых Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов Стройбанка СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союза рыболовецких колхозов России, Центросоюза, Роспотребсоюза ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совета представителей Независимого профсоюза горняков России, Совета профессиональных союзов Российской Федерации «Единение», ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС Всероссийского общества «Знание», ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Росохотрыболовсоюза, ФФОМСа, ФСС РФ ПФР учитываются для выдачи удостоверения ветерана труда, если ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате указанных организаций, их структурных подразделений подведомственных им организаций (согласно записям в трудовой книжке).

В пункте 6 Порядка указаны основания для отказа в выдаче удостоверения. Такими основаниями являются: непредставление или неполное представление документов, прилагаемых к заявлению в обязательном порядке отсутствие у заявителя права на получение удостоверения; предоставление заявителем недостоверных сведений. Под недостоверными сведениями понимается наличие искажений и неточностей в содержании представленных документов.

Из приведенных положений Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 г. № 23 и Порядка следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие у него общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом подлежат учету только те знаки отличия в труде которые данным законом и Порядком отнесены к ведомственным знакам решение о награждении которыми принималось уполномоченным должностным лицом соответствующего органа государственной власти или иного органа.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 «Об объявлении благодарности работникам, принимавшим участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года» было постановлено что за успешное проведение Всесоюзной переписи населения 1979 года объявить от имени Совета Министров СССР благодарность всем работникам принимавшим участие в проведении переписи. Руководителям предприятий учреждений и организаций внести в трудовые книжки работников принимавших участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года запись об объявленной им благодарности.

Суд, разрешая спор, неправильно применил к спорным отношениям положения Федерального закона «О ветеранах», а также положения принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе актов субъекта Российской Федерации (Тюменской области), а именно: Закона Тюменской области от 26 сентября 2007 г. № 23 «О ветеранах труда в Тюменской области и постановления администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. № 199-пк, вследствие чего пришел к ошибочному выводу, что объявление благодарности работникам предприятий, учреждений и организаций привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года, постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 относится к ведомственному знаку отличия в труде.

Судом было установлено, что Пермякова О.Н. в 1979 году принимала участие в проведении Всесоюзной переписи населения 1979 года в качестве заместителя начальника первого переписного сельского отдела, однако она не являлась штатным работником органов статистики, на условиях совместительства для участия в подготовке материалов переписи населения Государственным комитетом СССР по статистике не привлекалась в ее трудовой книжке не имеется соответствующей записи о работе в органе, производившем награждение, основным местом работы Пермяковой О.Н. являлся Абатский районный комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи.

Таким образом, деятельность Пермяковой ОН., привлеченной к участию в подготовке и проведению переписи населения 1979 года, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, осуществлялась в краткосрочный период без зачисления в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, следовательно, объявление благодарности работникам предприятий учреждений и организаций, привлекавшимся наряду с работниками органов статистики к проведению Всесоюзной переписи населения 1979 года постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1979 г. № 640 не может быть отнесено к ведомственным знакам отличия в труде, поименованным в Законе Тюменской области от 26 сентября 2007 г. № 23 и Порядке.

Приведенные выше обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора учтены не были.

Вывод суда о том, что постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. № 353 лица, привлекаемые для подготовки, проведения Всесоюзной переписи населения 1979 года и разработки ее материалов, были приравнены по своим правам, гарантиям и компенсациям к штатным работникам органов статистики, на которые была возложена обязанность по проведению переписи населения, ничем не подтвержден. В постановлении Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. № 353 указания об этом также не имеется, поэтому данный вывод судом сделан с нарушением положений части 1 статьи 56, части 2 статьи 195, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на что суд апелляционной инстанции внимания не обратил.

С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Абатского районного суда Тюменской области от 6 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 декабря 2016 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Абатский районный суд Тюменской области Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 385 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта