Информация

Решение Верховного суда: Определение N 2-КГ17-6 от 18.09.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№2-КГ17-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 18 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной СВ.,

судей Кириллова В С . и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2017 г гражданское дело по иску Белицына С Н к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о признании решения комиссии незаконным, об отмене приказа в части основания увольнения, изменении основания увольнения, о возложении обязанности принять на службу в органы внутренних дел, взыскании денежных средств

по кассационной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Смирновой Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 30 ноября 2016 г которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В С , выслушав объяснения представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Курсаева А.В. и Смирновой Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Белицын С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее УМВД России по Вологодской области) о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Вологодской области от 30 мая 2016 г объявленного 2 июня 2016 г., в части отказа в рекомендации в приеме на службу в органы внутренних дел, признании незаконным приказа от 31 мая 2016 г. № 197-лс в части увольнения Белицына С.Н. со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее также - органы наркоконтроля) с формулировкой «в связи с проведением организационно-штатных мероприятий», о возложении на УМВД России по Вологодской области как правопреемника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области (далее - УФСКН России по Вологодской области обязанности отменить приказ от 31 мая 2016 г. № 197-лс в части формулировки увольнения и изменить ее на увольнение в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в соответствии с подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, возложении обязанности на УМВД России по Вологодской области принять Белицына С.Н. на службу в органы внутренних дел с присвоением соответствующего специального звания полковника полиции, о взыскании с ответчика денежной суммы в размере среднего заработка истца в органах наркоконтроля начиная с 15 июня 2016 г компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ликвидационная комиссия УФСКН России по Вологодской области.

В обоснование требований Белицын С.Н. ссылался на то, что он проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от

5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в

сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 12 мая 2016 г.

Белицын С.Н. на имя начальника УМВД России по Вологодской области подал рапорт о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской

Федерации в порядке перевода.

Решением комиссии УМВД России по Вологодской области по

трудоустройству сотрудников органов внутренних дел от 30 мая 2016 г.,

объявленным 2 июня 2016 г., Белицыну С.Н. отказано в приеме на службу в

органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым

требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.

Приказом УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. № 197-лс Белицын С.Н. был уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с 15 июня 2016 г.

По мнению Белицына С.Н., данный отказ является незаконным, так как Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» всем сотрудникам упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков при наличии волеизъявления, выраженного в соответствующей форме, гарантирован перевод в органы внутренних дел без каких-либо ограничений и дополнительных требований, кроме ограничений по присвоению специального звания - не выше звания полковника. Однако в решении комиссии УМВД России по Вологодской области не указаны конкретные основания для признания его не соответствующим морально-деловым требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 15 августа 2016 г. Белицыну С.Н. в удовлетворении исковых требований было отказано.

При рассмотрении апелляционной жалобы Белицына С.Н. суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что судом первой инстанции разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, исключил ликвидационную комиссию УФСКН России по Вологодской области из числа третьих лиц и привлек ее к участию в деле в качестве ответчика.

В суде апелляционной инстанции Белицын С.Н. поддержал исковые требования о признании незаконным отказа УМВД России по Вологодской

области от 31 мая 2016 г. в приеме его на службу в органы внутренних дел,

взыскании среднего заработка с 15 июня 2016 г. и компенсации морального

вреда, отказавшись от исковых требований о признании незаконным решения

комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству

сотрудников органов внутренних дел от 30 мая 2016 г., объявленного

2 июня 2016 г., в части отказа в рекомендации в приеме на службу в органы

внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям,

предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел, признании

незаконным приказа УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г.

№ 197-лс, возложении обязанности на УМВД России по Вологодской области

принять его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с

присвоением соответствующего специального звания полковника полиции с

16 июня 2016 года, возложении обязанности по отмене приказа УФСКН России

по Вологодской области от 31 мая 2016 г. № 197-лс на УМВД России по

Вологодской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 30 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции было отменено. Ввиду отказа от иска прекращено производство по иску Белицына С.Н. к УМВД России по Вологодской области, ликвидационной комиссии УФСКН России по Вологодской области в части признания незаконным решения комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел от 30 мая 2016 г объявленного 2 июня 2016 г., в части отказа в рекомендации Белицыну С.Н. в приеме на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел, признания незаконным приказа УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. № 197-лс, возложения обязанности на УМВД России по Вологодской области принять Белицына С.Н. на службу в органы внутренних дел с присвоением соответствующего специального звания полковника полиции с 16 июня 2016 г., возложения обязанности по отмене приказа УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. № 197-лс на УМВД России по Вологодской области.

По делу также было принято новое решение, которым исковые требования Белицына С.Н. удовлетворены частично. Отказ УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме Белицына С.Н. на службу в органы внутренних дел признан незаконным. С УМВД России по Вологодской области в пользу Белицына С.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 руб., в остальной части иска отказано.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем УМВД России по Вологодской области Смирновой Е.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения, как незаконного.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя УМВД России по Вологодской области судьей Верховного Суда Российской

Федерации Пчелинцевой Л.М. 27 апреля 2017 г. дело истребовано в Верховный

Суд Российской Федерации, и ее же определением от 11 августа 2017 г.

кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации Белицын С.Н. и представитель

ликвидационной комиссии УФСКН России по Вологодской области,

надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде

кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На

основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело

в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебного постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статьей 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Белицын С.Н. с 28 июля 2003 г. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с 1 января 2011 г в должности заместителя начальника службы - начальника 3 отдела оперативной службы УФСКН России по Вологодской области, имеет специальное звание полковника полиции.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, 15 апреля 2016 г Белицын С.Н. в соответствии с пунктом 150 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (далее также - Положение), был предупрежден о предстоящем увольнении по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 Положения (в связи с проведением организационно штатных мероприятий).

15 апреля 2016 г. с Белицыным С.Н. была проведена беседа, в ходе которой ему было разъяснено право на дальнейшее прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации и он выразил желание на соответствующий перевод.

12 мая 2016 г. Белицыным С.Н. был подан рапорт на имя начальника

УМВД России по Вологодской области о принятии его на службу в органы

внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода на основании

подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от

5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в

сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и

их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с упразднением Федеральной

службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно протоколу от 30 мая 2016 г. заседания комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел, объявленному Белицыну С.Н. 2 июня 2016 г., рекомендовано отказать ему в приеме на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым кандидатам на службу в органы внутренних дел.

Письмом УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г начальнику УФСКН России по Вологодской области было сообщено о принятом руководством УМВД России по Вологодской области решении об отказе Белицыну С.Н. в приеме на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым качествам, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.

1 июня 2016 г. Белицын С.Н. был ознакомлен с отказом начальника УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в удовлетворении его рапорта о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.

Приказом УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. № 197-лс полковник полиции Белицын С.Н., находящийся в распоряжении по должности заместителя начальника службы - начальника 3 отдела оперативной службы УФСКН России по Вологодской области, уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормативными правовыми актами подлежащими применению к спорным отношениям, не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Белицына С.Н., в связи чем отказал в иске.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с учетом уточнения исковых требований, ссылаясь на положения подпункта «б пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров и в сфере миграции», согласно которым

сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу

в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы в

порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, пришел к выводу

об удовлетворении исковых требований Белицына С.Н. о признании незаконным отказа УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме его на службу в органы внутренних дел.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что Белицын С.Н выразил желание поступить на службу в органы внутренних дел, подав соответствующий рапорт. Полагая, что служба в органах внутренних дел и служба в органах наркоконтроля сходны по порядку прохождения службы приема на службу, в ограничениях и запретах, целях и задачах, суд апелляционной инстанции посчитал запрет на повторную проверку уровня подготовки и соответствия должности, предусмотренный приведенными нормами, логичным и обоснованным, а отказ истцу в приеме на службу в органы внутренних дел - неправомерным.

Суд апелляционной инстанции также указал, что положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которые ссылается представитель ответчика УМВД России по Вологодской области, не могут быть применены, поскольку в противном случае поступление сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не будет являться переводом в том смысле, какой в данное понятие вкладывает законодатель.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права регулирующих спорные отношения.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в

сфере миграции» (далее - Указ Президента Российской Федерации от

5 апреля 2016 г. № 156) упразднена в том числе Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа

Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы, в

частности, функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы

Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная

численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по

контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента Российской

Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г.

№ 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-

правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере

контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их

прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному

государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 сотрудники органов наркоконтроля изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ).

Правоотношения, связанные в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные в том числе по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.

Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. № 1547-0-0 и от 3 июля 2014 г. № 1405-О).

Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 и статьей 33

Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ, наличие которых не влечет

безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних

по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает

возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при

проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.

Приведенные положения нормативных правовых актов, а также позиция Конституционного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции во внимание приняты не были.

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 не может применяться без учета норм, установленных специальным законодательством и регулирующих поступление на службу в органы внутренних дел, ее прохождение и прекращение.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 распоряжением МВД России от 18 апреля 2016 г утвержден План первоочередных мероприятий от 15 апреля 2016 г., которым территориальным органам МВД России рекомендовано провести проверочные мероприятия в отношении лиц, выразивших желание поступить на службу в органы внутренних дел. Данные мероприятия соответствуют правовым нормам установленным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Проверочные мероприятия в отношении сотрудников органов внутренних дел проводятся в соответствии с требованиями приказа МВД России от 31 июля 2015 г. № 808 дсп «Вопросы обеспечения собственной безопасности в системе МВД России», а не в порядке проведения аттестации сотрудника.

Таким образом, УМВД России по Вологодской области, действуя в рамках предписанных норм и указаний, провело проверочные мероприятия и, получив по ним соответствующую информацию, 31 мая 2016 г. приняло решение об отказе в приеме на службу истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу норм права регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности решения начальника Управления МВД России по Вологодской области обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе Белицыну С.Н. в

приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации являются

неправомерными.

Суждение суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Белицына С.Н.. о том, что сотруднику

органов наркоконтроля достаточно выразить желание для поступления на

службу в органы внутренних дел, подав соответствующий рапорт, поскольку

служба в органах внутренних дел и служба в органах наркоконтроля сходны по

порядку прохождения службы, приема на службу, в ограничениях и запретах,

целях и задачах и в связи с этим запрет на повторную проверку сотрудника по

уровню подготовки и соответствия должности является обоснованным, а отказ в приеме на службу в органы внутренних дел - неправомерным, основано на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права регулирующих спорные отношения. При этом судом апелляционной инстанции не приняты во внимание положения части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, которыми установлено право руководителя органа внутренних дел при разрешении вопроса о приеме лица на службу в органы внутренних дел дать оценку его деловым и личным качествам по результатам проверочных мероприятий. Безусловной обязанности уполномоченного руководителя органа внутренних дел принять на службу сотрудника органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков нормы специального законодательства не содержат.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции о частичном удовлетворении исковых требований Белицына С.Н. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в части признания незаконным отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме на службу в органы внутренних дел Белицына С.Н. и компенсации морального вреда и для направления дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 30 ноября 2016 г. отменить в части признания незаконным отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от 31 мая 2016 г. в приеме на службу в органы внутренних дел Белицына С Н и взыскания компенсации морального вреда, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 385 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта