Информация

Решение Верховного суда: Определение N 41-АПГ15-16 от 10.06.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№41-АПГ15-16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 10 и ю н я 2 0 1 5 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И Д . и Никифорова С Б .

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Ростовский завод специнструмента, техоснастки» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной,

по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского областного суда от 20 января 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И. Д., объяснения представителя закрытого акционерного общества «Ростовский завод специнструмента, техоснастки Мануйлова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила закрытое акционерное общество «Ростовский завод специнструмента техоснастки» (далее - ООО «РЗ СИТО», общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:021905:27, 61:44:021905:29, 61:44:021905:71 и 61:44:021905:88 в размере 3 966 028,4 руб., 3 423 079 руб. 65 903 424 руб. и 68 432 667 руб соответственно на период с 1 января по 31 декабря 2014 г.

К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области), Правительство Ростовской области и Администрация г. Ростова-на Дону.

Решением Ростовского областного суда от 20 января 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «РЗ СИТО», ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), просит отменить решение суда и удовлетворить его требования.

Правительством Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу.

Правительство Ростовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области и Администрация г. Ростова-на-Дону о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ООО «РЗ СИТО» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:021905:27, 61:44:021905:29, 61:44:021905:71 и 61:44:021905:88 площадью 1 271 кв. м, 1 097 кв. м, 21 184 кв. м и 21 997 кв. м соответственно расположенные по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 50- летия Ростсельмаша, 2-6/22, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 декабря 2014 г.

В соответствии с имеющимися в деле кадастровыми паспортами кадастровая стоимость земельных участков составляет: участка с кадастровым номером 61:44:021905:27 - 10 198 631,1 руб., с кадастровым номером 61:44:021905:29 - 8 017 413,53 руб., с кадастровым номером 61:44:021905:71 - 142 892 647,04 руб. и участка с кадастровым номером 61:44:021905:88 - 148 376 584,1 руб.

Общество, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога, обратилось в суд с указанным выше заявлением.

В обоснование уточненных требований ООО «РЗ СИТО» предоставило отчет от 3 декабря 2014 г. № 05 8/0 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - названных земельных участков, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Профессиональные экспертные технологии», согласно которому рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г. составляет: участка с кадастровым номером 61:44:021905:27 - 3 966 028,4 руб., с кадастровым номером 61:44:021905:29 - 3 423 079,0 руб., с кадастровым номером 61:44:021905:71- 65 903 424,0 руб. и участка с кадастровым номером 61:44:021905:88 - 68 432 667,0 руб.

Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2007 г на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области», вступившим в силу 1 января 2009 г. (далее - Постановление от 28 апреля 2008 г. № 212).

Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением от 28 апреля 2008 г. № 212, проводилась и была завершена до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), которым

1 введена в действие глава III Закона об оценочной деятельности.

На момент рассмотрения дела в суде постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. № 778 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. Постановление от 28 апреля 2008 г. № 212 признано утратившим силу.

Учитывая названные обстоятельства, суд пришел к выводу, что поскольку на момент рассмотрения дела в суде утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г., а положения статей 24 18 и 24 2 0 Закона об оценочной деятельности в редакции от 22 июля 2014 г. не применяются к правоотношениям по оспариванию кадастровой стоимости указанных земельных участков, установленной на основе результатов предыдущей государственной кадастровой оценки утвержденных по состоянию на 1 января 2007 г., то права общества не затронуты оспариваемой кадастровой стоимостью земельных участков.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования названного федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ).

Правительство Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 г. № 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и его территориальных органов - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и его территориальных органов, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Роснедвижимостью государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Таким образом, при пересмотре судом кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка рыночной стоимости подлежат применению положения Закона об оценочной деятельности в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде в том числе и в случаях, когда результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ.

Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит основания для оставления заявления без рассмотрения ввиду следующего.

Статьей 24 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

В соответствии с указанной статьей решения Комиссии могут быть оспорены в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения Комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления.

Таким образом, названным федеральным законом в отношении данной категории дел для юридических лиц установлен досудебный порядок урегулирования спора.

Из материалов дела усматривается, что ООО «РЗ СИТО» не соблюден установленный Законом об оценочной деятельности такой досудебный порядок.

Сведения о соблюдении указанного порядка не приведены обществом при подаче заявления в суд, к заявлению не приложены соответствующие подтверждающие документы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии с абзацем вторым статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.

Поскольку заявителем не соблюден установленный Законом об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора об установлении рыночной стоимости земельного участка, оснований для принятия такого заявления и рассмотрения его по существу с вынесением решения у суда не имелось.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» содержится разъяснение о том, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).

Таким образом, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, на основании статьи 330 ГПК РФ с оставлением заявления ООО «РЗ СИТО» без рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 222, 328 и 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Ростовского областного суда от 20 января 2015 г. отменить Заявление закрытого акционерного общества «Ростовский завод специнструмента, техоснастки» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной, оставить без рассмотрения по существу.

Председательствующий

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 222 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта