Решение Верховного суда: Определение N 48-АПГ15-64 от 26.10.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№48-АПГ15-64
г. Москва 26 октября 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной СВ. и Гуляевой Г.А.
при секретаре Мае А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2015 г гражданское дело по иску Омельченко В В к Федеральному государственному унитарному предприятию «Приборостроительный завод» о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, возложении обязанности выдать справки о страховом стаже работы в организациях ядерного оружейного комплекса, дающего право на получение дополнительного материального обеспечения, и о среднемесячной заработной плате,
по апелляционной жалобе Омельченко В В на решение Челябинского областного суда от 13 мая 2015 г., которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Приборостроительный завод Плюты А.В., представителя Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Редких СВ., возражавших против доводов апелляционной жалобы и ее удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Омельченко В.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Приборостроительный завод» (далее - ФГУП «Приборостроительный завод»), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать за ним право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», обязать ответчика выдать ему справку о страховом стаже работы в организациях ядерного оружейного комплекса, дающего право на получение дополнительного материального обеспечения, и справку о среднемесячной заработной плате для предоставления в орган осуществляющий пенсионное обеспечение.
В обоснование заявленных требований Омельченко В.В. указал на то что он состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работая в должности
специального научно-технического отдела ФГУП «Приборостроительный завод», а в дальнейшем - этого отдела. В силу должностных обязанностей истец выполнял работы по организации защиты информации, противодействию иностранным техническим разведкам при разработке, производстве, испытаниях, разборке и утилизации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, в том числе в условиях радиационной вредности.
По мнению истца, работы по контролю за разработкой, испытаниями производством, разборкой ядерных зарядов и ядерных боеприпасов проводимые специальным научно-техническим отделом, в частности участие в период 1993-2001 г.г. в работах по демонтажу ядерных боеприпасов в соответствии со специально разработанными конструкторско технологическими указаниями во исполнение международного договора по ядерному разоружению, участие в работе комиссий по проведению установочных серий при постановке на производство, разборке и проведении испытаний, участие в работе комиссий по расследованию нештатных ситуаций подпадают под п. 1 Перечня видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. В связи с этим истец имеет право на получение социальной
поддержки в виде дополнительного материального обеспечения. В подтверждение своих требований Омельченко В.В. сослался на наличие его подписи в протоколах сборки (разборки) изделий, актах проверки изделий и актах межведомственных комиссий, подписных листах.
Также Омельченко В В . указал на то, что в круг его должностных обязанностей входило осуществление мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, что является неотъемлемой составной частью основной производственной деятельности предприятия. В настоящее время он является получателем трудовой пенсии по старости, которая была назначена ему досрочно по Списку № 2. В период трудовой деятельности он обращался на имя генерального директора предприятия с заявлением о включении его должности в Перечень профессий и должностей предприятия работа в которых дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, но его обращение было оставлено без удовлетворения. Истец полагал, что имеет право на получение дополнительного материального обеспечения, для назначения которого ему необходимо представить в территориальный, орган Пенсионного фонда Российской Федерации справки о страховом стаже в организациях ядерного оружейного комплекса и размере среднемесячного заработка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2015 г. данное дело было передано в Челябинский областной суд для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.
Представитель ответчика - ФГУП «Приборостроительный завод», а также представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее Госкорпорация «Росатом») заявленные требования в суде не признали.
Решением Челябинского областного суда от 13 мая 2015 г. в удовлетворении исковых требований Омельченко В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Омельченко В В . поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке. Истец Омельченко В.В., а также представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Трехгорном Челябинской области в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив в соответствии со ст. 327 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя ответчика - ФГУП «Приборостроительный завод» и представителя привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Госкорпорации «Росатом исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563) установлен ряд мер социального характера для поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В данном Перечне названы следующие виды деятельности:
разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;
производство делящихся материалов, радиоактивных веществ источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла;
хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;
демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению.
утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ,
источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их
демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного
выведения их из ядерно-оружейной сферы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 августа
2000 г. № 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» утверждено Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - Положение от 1 сентября 2005 г. № 549), по которому дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - дополнительное обеспечение) устанавливается, в частности, гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктами 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации созданных в этих организациях а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях (абз. 3 п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, подп. «б» п. 2 Положения от 1 сентября 2005 г. № 549).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Омельченко В.В с 1 августа 1968 г. по 29 декабря 2012 г. работал в ФГУП «Приборостроительный завод», в том числе с 1 апреля 1987 г. по 30 апреля 2005 г. и с 28 ноября по 29 декабря 2012 г. в должности
отдела № 10 (специального научно-технического отдела), с 1 мая 2005 г. по 27 ноября 2012 г. в должности этого отдела.
Со 2 февраля 2005 г. Омельченко ВВ. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, занятому постоянно неполный рабочий день в условиях радиационной вредности в производствах, предусмотренных разделом XXIV Списка № 1, в период с 1 января 1992 г. по 31 июля 1994 г., с
1 сентября 1994 г. по 2 января 1996 г., с 6 января 1996 г. по 25 января 2005 г.
В силу подп. «ж» п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» к полномочиям Госкорпорации «Росатом» по нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности отнесено принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, регламентирующих порядок определения производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения от 1 сентября 2005 г. № 549 Госкорпорации «Росатом» предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансирования, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.
Во исполнение полномочий, предоставленных п. 18 Положения от 1 сентября 2005 г. № 549, приказом Госкорпорации «Росатом» от 5 августа 2009 г. № 552 утверждено Положение о порядке определения производств работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 (далее - Положение от 5 августа 2009 г. № 552).
В соответствии с п. 2 Положения от 5 августа 2009 г. № 552 основным критерием при определении производств, работ и профессий соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении. В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (п. 3 Положения от 5 августа 2009 г. № 552).
В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Госкорпорации «Росатом» по вопросам реализации Указа, образуемой приказом генерального директора Госкорпорации «Росатом» (далее - Комиссия) (п. 4 Положения от 5 августа 2009 г. № 552).
Согласно п. 5 Положения от 5 августа 2009 г. № 552 производства работы и профессии, соответствующие видам деятельности предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации самостоятельно в соответствии с настоящим Положением, их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации после рассмотрения и одобрения Комиссией.
Генеральным директором ФГУП «Приборостроительный завод» 19 декабря 2003 г. был утвержден Перечень производств, работ и профессий соответствующих видам деятельности, определенной перечнем утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, в который должности, занимаемые работниками специального научно-технического отдела, включены не были.
Вопрос о включении должностей сотрудников специального научно технического отдела в Перечень ФГУП «Приборостроительный завод от 19 декабря 2003 г. был рассмотрен на заседаниях комиссии ФГУП «Приборостроительный завод» 1 октября 2010 г. (протокол № 35) и комиссии Госкорпорации «Росатом» 8 декабря 2014 г. (протокол № 6), которые пришли к выводу об отсутствии оснований для отнесения работ выполняемых специальным научно-технического отделом, к видам деятельности в области ядерного оружейного комплекса, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563.
Так, комиссия Госкорпорации «Росатом», изучив документы регламентирующие деятельность специального научно-технического отдела ФГУП «Приборостроительный завод», пришла к выводу о том, что данный отдел создан для обеспечения, координации и методического руководства работой по предупреждению утечки секретных, коммерческих и иных охраняемых в интересах государства сведений, комплексного противодействия иностранным техническим разведкам и защите информации. В экспертном заключении комиссии по данному вопросу указано, что работники специального научно-технического отдела
непосредственного участия в технологическом процессе при выполнении
видов деятельности, предусмотренных Указом Президента Российской
Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, не принимают и непосредственной работы с ядерными материалами оборонного значения не осуществляют, к
установке блоков на изделия с ядерными материалами оборонного значения
не допускаются, исполняя исключительно деятельность по защите
информации, используемой в деятельности предприятия.
Данное заключение вынесено органом, уполномоченным Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания должностными инструкциями и специального научно-технического отдела, а также положением об этом отделе не предусмотрено обязанностей этих лиц (а эти должности занимал Омельченко В.В.) по непосредственному участию в основном технологическом процессе при выполнении видов деятельности с ядерными материалами оборонного значения, установке блоков на изделия с ядерными материалами оборонного значения, а также в деятельности по непосредственной организации основного производственного процесса контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права суд первой инстанции оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отнесения Омельченко В.В. к категории специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Нельзя согласиться с доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что он, выполняя должностные обязанности и
специального научно-технического отдела ФГУП «Приборостроительный завод», принимал непосредственное участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, поскольку на эти обстоятельства он ссылался в суде первой инстанции, они являлись предметом проверки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении, оснований не согласиться с которыми Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют
о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной
правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой
инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены
материалами настоящего дела. Оценка и исследование доказательств осуществлены судом с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 13 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Омельченко В В без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Комментарии ()