Информация

Решение Верховного суда: Определение N ВКПИ09-23 от 15.04.2009 Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Р Е Ш Е Н И Е № ВКПИ 09-22

Именем Российской Федерации

г. Москва «15» апреля 2009 г.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.

при секретаре - капитане юстиции Матете А.И.,

с участием заявителей Лачкова B.C. и Расторгуева А.Л., старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г., представителей Правительства Российской Федерации Сипягиной Е.И. и Аджаева И.В., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника Кузнецова O.Л. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Лхиба Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Лачкова В С и Расторгуева А А о признании незаконными п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200 (далее - Порядок), в час ти установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ),

УСТАНОВИЛА:

Лачков и Расторгуев обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании незаконным п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 1 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых ф е д е р а л Ь Н Ы Х органов исполнительной власти» и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в части установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем МРОТ.

Принимая во внимание, что в производстве Верховного Суда Российской Федерации находятся два гражданских дела, в которых участвуют одни и те же заинтересованные лица: Правительство Российской Федерации и Министр обороны Рос сийской Федерации и по своему характеру указанные дела являются однородными Военная коллегия в соответствии с ч. 4 ст. 151 ГПК РФ и с учетом мнения сторон объединила эти дела в одно производство для совместного рассмотрения.

В заявлениях Лачков и Расторгуев указывают, что размеры их должностных окладов ( рубль и рубля, соответствующие 15 и 17 тарифному разряду ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

По их мнению, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат положениям ст. 1 и 3 приведенного Федерального закона, согласно которым МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и с 1 января 2009 г. составляет 4 330 рублей в месяц. Данные обстоятельства, как полагают заявители, нарушают их права.

В судебном заседании Лачков и Расторгуев свои требования поддержали, про сили удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в их заявлениях.

Представители Правительства Российской Федерации Сипягина Е.И., Аджаев И.В. и представитель Министра обороны Российской Федерации Кузнецов О.Л. с требованиями заявителей не согласились и просили оставить их без удовлетворения.

При этом они пояснили, что п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнитель ной власти» не противоречит ст. 1 и 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и не нарушает каких - либо прав заявителей, поскольку размер денежного довольствия военнослужащих превышает МРОТ.

Согласно же п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат.

Кроме того, Кузнецов О.Л. обратил внимание на тот факт, что размеры окладов по воинским должностям, указанные в оспариваемом приложении № 2 к Порядку, установлены и в дальнейшем повышались в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе и согласно постановлению Правительства от 31 января 2008 г. № 35.

Приказ, которым утвержден Порядок, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ахиба Л.М. в судебном заседании также не согласилась с требованиями заявителей и просила оставить их без удовлетворения, поскольку, по ее мнению, оспариваемые нормы приняты Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в рамках их полномочий и полностью соответствуют закону.

Выслушав объяснения заявителей, представителей Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение старше го военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г., полагавшего необходимым в удовлетворении заявлений отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что заявления Лачкова B.C. и Расторгуева А.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Действительно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 г., было предусмотрено, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом МРОТ, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. При этом оклад денежного содержания военнослужащих подлежал по вьшлению Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению MРОT в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается МРОТ.

Между тем приведенные нормы согласно ст. 6 и 9 Федерального закона от 19

июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» утратили силу с 1 июля 2000 г.

Действующее в настоящее время законодательство регулирует данные право отношения по-иному.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ

«О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из

месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по во­

инской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским

званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денеж­

ного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), месячных и иных

дополнительных выплат.

При этом п. 2 указанной статьи установлено, что размеры окладов по типовым

воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходя­

щих военную службу по контракту, должны быть не ниже размеров должностных

окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответст-

вуюнщх категорий государственных служащих федеральных органов исполнитель­

ной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий во­

еннослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным долж­

ностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам госу­

дарственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соот-

ношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по кон тракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Феде рации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Таким образом, законодатель определил, что размеры окладов по воинским должностям связаны с размерами должностных окладов государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и от МРОТ не зависят.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ МРОТ при меняется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение М Р О Т для других целей не допускается.

Вместе с тем ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено что именно месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ. В свою очередь заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества,

качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на терри ториях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующе­

го характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 Кодекса).

Анализ приведенных положений ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и норм Трудового кодекса Российской Фе­

дерации позволяет сделать вывод, что именно размер денежного довольствия воен­

нослужащего (заработная плата работника) должен быть выше либо равным МРОТ.

Вопреки утверждению заявителей, aнaлогичныe требования к окладу по воинской

должности (должностному окладу) законом не установлены.

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах полномочий, пре­

доставленных указанным Федеральным законом, постановлением от 26 июня 2002 г.

№ 462 установило размеры окладов по типовым воинским должностям, а постанов­

лением от 1 декабря 2007 г. № 837 и по воинским званиям, которые в дальнейшем

неоднократно повышались, в том числе и в соответствии с постановлением Прави­

тельства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35.

Из содержания абз. 4 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ

«О статусе военнослужащих» следует, что оклады по нетиповым воинским должно­

стям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно

к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Рос сийской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации, выполняя в рамках своей компетенции указанное предписание закона, издал приказ от 30 июня 2006 г. № 200, кото рым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как усматривается из приложений № 1 и 2 к Порядку размер оклада по воинской должности 1 тарифного разряда составляет 1921 рубль, а по воинскому званию рядового (матроса) - 1416 рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 утвержден Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно кото рому оклад по первичным воинским должностям солдат (матросов) должен составлять 22-23 % от должностного оклада заместителя федерального министра.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 утвержден Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих, из которого следует, что воинскому званию «рядовой» соответствует квaлификaциoн иый разряд государственного служащего «референт государственной службы 3 класса», а с учетом положений Указа от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Рос сийской Федерации федеральным государственным гражданским служащим классный чин «секретарь государственной гражданской службы Российской Феде рации 3 класса».

Из содержания Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», а также Указов от 18 октября 2007 г. № 1376, 29 марта 2008 г. № 421 и от 21 сентября 2008 г. № 1394 усматривается, что оклад за классный чин «секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» в настоящее

время составляет 615 рублей, а должностной оклад заместителя федерального министра - 7720 рублей.

Таким образом, размеры окладов по воинской должности 1 тарифного разряда

и по воинскому званию рядового (матроса), установлены Правительством Россий­

ской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в соответствии с

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и

Указами Президента Российской Федерации.

Принимая во внимание положения п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая

1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющего состав денежного

довольствия, и учитывая размер ежемесячного денежного поощрения, установлен­

ного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 (один

оклад по воинской должности), следует признать, что даже при указанных «мини­

мальных» исходных данных и без учета других месячных выплат размер денежного

довольствия военнослужащего бесспорно превышает МРОТ.

Таким образом, оспариваемые заявителями нормы приняты Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в рамках их полномочий и полностью соответствуют закону.

Руководствуясь ст. 194-198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

РЕШИЛА:

Лачкову В С и Расторгуеву А А в признании незаконными п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 г. № 35 «О повышении в 2008 г. денежного довольствия военно служаидих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и приложения № 2 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 200, в части установления военнослужащим должностных окладов меньшего размера, чем минимальный размер оплаты труда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения Судья Верховного Суда Российской Федерации А.С. Шалякин

ВЕРНО

В е д у щ и й специалист

Военной коллегии Верховного суда

Российской федерации А.И. Матета

(подпись) (фамилия и инициалы)

Г.

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 151 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта