Информация

Решение Верховного суда: Определение N 53-АПГ15-13 от 13.05.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 53-АПГ15-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 13 мая 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Анишиной В.И.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е В .

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Иванова К И об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края и по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю на решение Красноярского краевого суда от 08 декабря 2014 г которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Иванов К И обратился в Красноярский краевой суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1632 кв.м, расположенного по адресу: край г. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения по состоянию на 1 января 2011г., в размере равном его рыночной стоимости - руб.

Решением Красноярского краевого суда от 08 декабря 2014 г. заявление удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере, равном его рыночной стоимости - руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Красноярского края и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить и в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Так, Правительство Красноярского края ссылается на не своевременное извещение судом их о времени и месте слушания дела, нарушение норм материального права (нарушен способ защиты, что противоречит нормам Закона об оценочной деятельности), а также ссылается на недостоверность доказательств, положенных в основу решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Иванов К.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., расположенного по адресу:

край категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения на основании договора аренды №1941 от 01.07.2013г. на 49 лет до 28.05.2062г Договор заключен в целях эксплуатации нежилых зданий (принадлежащих заявителю на праве собственности) в соответствии с градостроительным регламентом зоны в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.

По условиям договора аренды арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Площадь земельного участка согласно кадастровому паспорту составляет - 1632+/-14 кв.м. В соответствии с планом земельного участка он состоит из двух частей, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 06 мая 2014г. № 24/13-174268.

Из кадастрового паспорта от 06 мая 2013 г. следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 06 мая 2013г. кадастровая стоимость - руб., удельный показатель кадастровой стоимости руб. (руб./кв.м).

Удельные показатели кадастровой стоимости определены постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года

№708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки

земель населенных пунктов Красноярского края» по состоянию на 01 января

2011г.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил

отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 25

сентября 2014 г. № 1002 зем-2014, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Альянс - Оценка».

Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. составляет руб.

По результатам экспертизы отчета от 16 октября 2014 г. №1964/10/14, проведенной экспертом Т членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков указанная рыночная стоимость земельного участка подтверждена, отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральным стандартам оценки, о чем составлено положительное экспертное заключение.

Суд первой инстанции на основании представленных доказательств удовлетворил заявление Иванова К.И.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение краевого суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесенные федеральным законом к ведению суда дела.

Приведенные законоположения и правовой характер названной категории дел свидетельствуют о том, что отношения по государственной кадастровой оценке, в том числе и при установлении кадастровой стоимости равной рыночной, имеют публично-правовую природу, а связанные с этими отношениями споры должны рассматриваться по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Таким образом, заявление Иванова К.И. подлежало рассмотрению с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев,

определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая

оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее не учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 5 которых государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п, вступившим в силу с 1 января 2012 г., утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.

Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае образования нового или выявления ранее не учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Земельный участок не включен в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края, для которых названным постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п определена кадастровая стоимость методом массовой оценки.

Сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 06 мая 2013 г.

Датой определения кадастровой стоимости земельного участка в данном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, а именно 06 мая 2013 г.

Таким образом, кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка установлена уполномоченным органом 06 мая 2013 г., однако его рыночная стоимость определена оценщиком по состоянию на 1 января 2011г., то есть на дату, на которую государственная кадастровая оценка объекта недвижимости не проводилась.

Кроме того, при рассмотрении дела судом допущено нарушение права Правительства Красноярского края и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю на судебную защиту.

Протокольным определением от 08 декабря 2014 г. краевым судом отказано в удовлетворении ходатайства Правительства Красноярского края об отложении слушания дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лицам, участвующим в деле судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Как следует из материалов дела, заявление Иванова К.И. было принято к производству 25 ноября 2014 г. и на 08 декабря в 14 час.00 мин. (понедельник) назначено судебное заседание.

Правительство Красноярского края и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Красноярскому краю получили копию определения от 25 ноября 2014г Красноярского краевого суда лишь 05 декабря 2014г.(пятница). Таким образом, суд предоставил два выходных дня для подготовки к судебному заседанию, что было недостаточно для органа публичной власти, не работающего в выходные дни, и привело к нарушению процессуальных прав заинтересованных лиц.

Нарушение норм материального права и норм процессуального права повлекшие неправильное разрешение дела, предусмотрены п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 08 декабря 2014 г. отменить принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Ивановым К.И. требований отказать Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 113 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта