Информация

Решение Верховного суда: Определение N 41-КГ16-23 от 01.08.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №41-КГ 16-23

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 августа 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С В .

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 августа 2016 г гражданское дело по иску Королева Ю А к Министерству обороны Российской Федерации, комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий о признании ветераном боевых действий, признании незаконным решения комиссии Южного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий

по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Подшибякина П.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2015 г которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Подшибякина П.Ю., представителя Министерства обороны Российской Федерации Мастеренко М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Королев Ю.А. 7 апреля 2015 г. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий о признании его ветераном боевых действий, признании незаконным решения комиссии Южного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, об обязании выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований Королев Ю.А. указал, что он во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части в должности старшего бортового механика авиационного звена в период с 5 июля 1994 г. по 18 декабря 1997 г. участвовал в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики. 12 декабря 2011г. он обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Однако заключением, утвержденным 19 декабря 2013 г председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий генерал-лейтенантом Турченюком И.Н., в выдаче удостоверения ему было отказано в связи с отсутствием в представленных материалах выписок из приказов командира войсковой части, подтверждающих периоды выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Данный отказ Королев Ю.А. считает незаконным, полагая, что его фактическое участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики во время прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части 32892 подтверждено соответствующими документами, что дает ему право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля

2015 г. исковые требования Королева Ю.А. удовлетворены. Признано

незаконным решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению

обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий

об отказе в признании ветераном боевых действий Королева Ю.А. За

Королевым Ю.А. признано право на присвоение звания «Ветеран боевых

действий», на комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий возложена обязанность выдать Королеву Ю.А. удостоверение ветерана боевых действий.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Подшибякина П.Ю. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе Королеву Ю.А. в удовлетворении исковых требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и председателя комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С В . 8 апреля 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 27 июня 2016 г кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда

кассационной инстанции не явился истец Королев Ю.А., от него поступило

письменное ходатайство с просьбой рассмотреть кассационную жалобу без его

участия, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного

Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным

рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов

кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного

Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению,

поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных

постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в

кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального

права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без

устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,

свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено, что Королев Ю.А., года рождения, в период с 5 июля 1994 г. по 18 декабря 1997 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части в должности старшего бортового механика авиационного звена, в воинском звании старшего прапорщика. С 10 по 25 января и с 27 по 28 декабря 1995 г. он был направлен в командировку в Чеченскую Республику.

Из справки начальника штаба войсковой части от 25 января 1995 г. следует, что с 10 по 25 января 1995 г. Королев Ю.А. находился в зоне чрезвычайного положения на территории Северо-Кавказского региона и непосредственно участвовал в боевых действиях в составе группировки войск по проведению контртеррористических операций.

Согласно справке начальника штаба объединенной группировки войск Министерства обороны в Чеченской Республике от 27 декабря 1995 г Королев Ю.А. в период с 27 по 28 декабря 1995 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа, участвовал в боевых действиях.

В архивной справке Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 9 октября 2013 г. № 19/18797 указано, что в приказах командира войсковой части по строевой части за январь 1995 г. убытие в командировку Королева Ю.А. не отражено, других сведений об участии личного состава войсковой части , в том числе Королева Ю.А., в боевых действиях в зоне чрезвычайного положения (военного конфликта) на территории Чеченской Республики в январе 1995 г. в документах части не

имеется. В этой справке также сообщается, что приказы об участии в боевых

действиях личного состава части за 1995 год не поступали на хранение в

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

12 декабря 2011 г. Королев Ю.А. обратился в комиссию Южного

военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи

удостоверения ветерана боевых действий с заявлением о выдаче ему

удостоверения ветерана боевых действий, полагая, что он как участник

контртеррористических операций вправе претендовать на получение льгот,

установленных для ветеранов боевых действий.

19 декабря 2013 г. по результатам рассмотрения указанного заявления председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий утверждено заключение об отказе в выдаче Королеву Ю.А. удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия в представленных материалах выписки из приказа командира войсковой части, подтверждающей периоды выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Королева Ю.И., суд исходил из того, что факт участия Королева Ю.А. в боевых действиях на территории Чеченской Республике в период с 27 по 28 декабря 1995 г подтверждается военным билетом, справками воинских частей командировочными предписаниями, и пришел к выводу, что истец в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, в связи с чем признал незаконным решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий об отказе в выдаче Королеву Ю.А. удостоверения ветерана боевых действий, возложив на комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий обязанность признать за истцом право на присвоение звания «Ветеран боевых действий».

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что отсутствие в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации выписок из приказов командиров о непосредственном участии Королева Ю.А. в боевых действиях не влияет на право истца на получение удостоверения ветерана боевых действий и, соответственно, на предоставление ему льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку факт непосредственного участия Королева Ю.А. в боевых действиях на территории Чеченской Республики в

периоды с 10 по 25 января и с 27 по 28 декабря 1995 г. подтвержден иными

доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций

основаны на неправильном применении и толковании норм материального и

процессуального права.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»

установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской

Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц,

относящихся к данной категории.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона

от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III этого перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 158-ФЗ) к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь

1996 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в

эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа

2012 г. № 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых

действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдача удостоверений

осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3

Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»,

направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых

действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и

выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны

Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным

государственным органом, функции которого в установленной сфере

деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет

Министерство обороны Российской Федерации.

В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и

иных групп.

Согласно подпункту «в» пункта 4 постановления Правительства

Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных

гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных

органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических

операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на

территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время

непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной

группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в

пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим,

проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для

назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.

При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и

военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на

основании приказов командиров (начальников) воинских частей подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Между тем таких документов о непосредственном участии Королева Ю.А. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в материалах дела не имеется.

Напротив, из имеющейся в материалах дела архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 9 октября 2013 г. № 19/18797 следует, что в документах архива отсутствуют сведения об участии Королева Ю.А. в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, приказы об участии в боевых действиях личного состава войсковой части 32982 за 1995 год на хранение в

архив не поступали.

Документы, на которые сослался суд, а именно военный билет, справка

начальника штаба войсковой части от 25 января 1995 г., справка

начальника штаба объединенной группировки войск Министерства обороны

Российской Федерации в Чеченской Республике от 27 декабря 1995 г. № 1224,

не могут служить доказательствами непосредственного участия Королева Ю.А.

в выполнении боевых задач на территории Чеченской Республике в 1995 году,

поскольку они не отвечают требованиям допустимости доказательств в части

подтверждения указанного факта.

Само по себе нахождение Королева Ю.А. в периоды с 20 по 25 января и с

27 по 28 декабря 1995 г. в зоне вооруженного конфликта в Чеченской

Республике не означает фактическое участие его в боевых действиях и не

является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Кроме того, справка, подписанная начальником штаба объединенной

группировки войск Министерства обороны Российской Федерации в Чеченской Республике, от 27 декабря 1995 г. № 1224 об участии Королева Ю.А. в период его нахождения в командировке в боевых действиях 27 и 28 декабря 1995 г выдана заранее - 27 декабря 1995 г., то есть до окончания этой командировки.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан вывод о наличии оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий при отсутствии допустимых доказательств подтверждающих этот факт.

Судебные инстанции неправильно применили и истолковали подлежащие применению для разрешения заявленных Королевым Ю.А. требований нормы материального и процессуального права, сделав вывод о его непосредственном участии в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации при отсутствии доказательств, отвечающих предусмотренным в приведенных выше нормативных актах требованиям к документам, подтверждающим этот факт.

С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в иске Королеву Ю.А. о признании его ветераном боевых действий, признании незаконным решения комиссии Южного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и об обязании выдать удостоверение

ветерана боевых действий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать Королеву Ю А в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, о признании ветераном боевых действий, признании незаконным решения комиссии Южного военного округа об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.

Председательствующий Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика

    Судебная практика по статье 60 ГПК РФ

    Информация о структуре кодекса

    Карта сайта