Решение Верховного суда: Определение N ВАС-9946/13 от 12.08.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
600_473516
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ВАС - 9946/13
Москва 12 августа 2013 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Валявиной Е.Ю. и Никифорова С.Б. рассмотрел в судебном заседании заявление государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург; далее – предприятие) о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № ВАС-8866/13 о возвращении заявления открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» и предприятия о признании:
- абзаца пятого пункта 59 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее Методические указания), не соответствующим абзацу третьему пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5 и 7 части 1 статьи 3, пунктам 1 и 2 части 4 статьи 17 Федерального закона от
Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: https://www.arbitr.ru/
(информация о движении дела, справочные материалы и др.). 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и недействующим;
- абзаца седьмого пункта 59 Методических указаний в части слов «по решению регулирующего органа на основании предложения регулируемой организации» не соответствующим подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении абзацу второму пункта 26 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и недействующим.
Суд установил:
определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции от 02.07.2013 № ВАС-8866/13 заявление открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» и государственного унитарного предприятия «Топливно энергетический комплекс Санкт-Петербурга» возвращено.
Предприятие просит отменить принятый по делу судебный акт ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм права, их единообразного толкования и применения.
Заявитель отмечает, что вывод суда о неподведомственности спора арбитражным судам неправомерен, поскольку указанные споры исключены из ведения судов общей юрисдикции (часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предприятие указывает на необходимость оценки судом при решении вопроса о подведомственности спора конкретного содержания оспариваемого акта, характера спорных правоотношений.
По мнению заявителя, вывод о том, что вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного акта должен решаться на основании установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, нашел отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2005 № 3637/05.
Заявитель считает, что подведомственность арбитражных судов установлена статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и толкованием, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Суд сделал вывод о том, что рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов, связанных с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не отнесено Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к компетенции арбитражного суда.
Довод заявителя о том, что указанные споры исключены из ведения судов общей юрисдикции на основании части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправомерен.
Вывод суда не противоречит подходу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженному в постановлении Президиума от 15.06.2005 №3637/05.
Ссылка на заявителя на статью 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходных период и о внесении изменений в некоторых законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»» названный закон утратил силу с 01.01.2011.
При таких обстоятельствах коллегия судей не находит предусмотренных статьей 304 дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оснований для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-8866/13 для пересмотра в порядке надзора определения от 02.07.2013 отказать Председательствующий С.В.Сарбаш судья Судья Е.Ю. Валявина Судья С.Б.Никифоров
Комментарии ()